Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Примеры использования новой функции Гидро ЧС - Модификация рельефа

30 июн 2017
Рассмотрим примеры использования новой функции модуля "Гидро ЧС" для ArcGIS Desktop - Модификация рельефа. С ее помощью становится возможным приращение высот и сглаживание рельефа.
 приращение
 сглаживание
 Приращение высот   Сглаживание рельефа

Допустим, имеется участок реки, для которого необходимо рассчитать зоны затопления в период паводка. В качестве исходной цифровой модели рельефа (ЦМР) используется Shuttle radar topographic mission (SRTM) последней версии. В условиях отсутствия цифровых векторных карт, среди бесплатных источников SRTM часто является наиболее подходящим источником информации о ЦМР. Проведем расчет зоны затопления при подъеме воды на 2 метра. Напомним, что модуль учитывает уклон водной поверхности, который в данном случае задавался по береговым отметкам. В результате получим следующую зону затопления.

Зона затопления при оригинальном SRTM

На первый взгляд зона затопления выглядит правдоподобно. Мы видим "классическое" затопление поймы. Однако любой местный житель или знаток этой местности скажет, что зона затопления абсолютно не соответствует действительности. И это связано с наличием дамб, ограничивающих затопление поймы. Они хорошо видны на космоснимках высокого пространственного разрешения и удерживают растекание реки даже при высоких паводках, когда уровень подъема воды достигает 7-8 метров.

Ограждающие дамбы

Воспользуемся новой функцией. Для этого в отдельном линейном слое (можно и в виде графики) укажем ось дамб. Затем запустим мастер модификации рельефа. Выберем растр с исходной ЦМР, зададим растр для сохранения модифицированной ЦМР (можно переписать оригинал), выберем созданный линейный слой и введем буферное расстояние, введем уровень подъема рельефа, одинаковый для всех линий (можно из атрибута).

Мастер модификации рельефа

В результате получим модифицированную ЦМР. Наконец выполним повторно расчет зоны затопления при тех же условиях. Результат разительно отличается от первого расчета. 

Зона затопления при модифицированной ЦМР

Он гораздо более реалистичен, что подтверждается космоснимками, сделанными в период весеннего половодья.

Сравнение космоснимка и расчета

В следующем коротком примере будем использовать вариант выравнивания рельефа. Этот вариант имитирует работу бульдозера, при котором на одном или нескольких участках рельефа происходить абсолютное выравнивание по минимальной, средней, максимальной или заданной пользователем высоте или постепенное сглаживание. Рассмотрим участок в пойме реки. Известно, что данный участок пересекает автомагистраль, которая частично проглядывается на ЦМР SRTM. Если рассчитывать зону затопления, то она будет распространяться через пониженные участки, хотя фактически автомагистраль представляет собой ровный участок дороги без видимых перепадов. Чтобы устранить этот "недостаток" в ЦМР, воспользуемся функцией абсолютного выравнивания по максимуму или функцией постепенного выравнивания по максимуму за несколько проходов. Ниже показаны полученные изменения. Производные ЦМР гарантируют, что при среднем подъеме уровня воды, зона затопления не распространится дальше магистрали.
 оригинальная ЦМР  постепенное выравнивание по максимуму  абсолютное выравнивание по максимуму
 Автомагистраль на оригинальной ЦМР   Постепенное выравнивание за несколько проходов   Абсолютное выравнивание по максимуму

Щелкните на изображении для просмотра в оригинальном размере